На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я ЗДОРОВ!

107 987 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Жердев
    Так что же через 3 месяца гриб придётся выбрасывать? И ещё: есть ли какой-то перерыв в употреблении, когда можно снов...Топ-10 полезных с...
  • Мария
    Да, правильные жиры действительно очень положительно сказываются на состоянии кожи. Я для её упругости и тонуса в том...Жирные продукты, ...
  • Авдотья Мишина
    Раньше тренировки такие вообще выполнять не могла банально из-за того, что не хватало выносливости и силы. Сейчас про...13 лучших упражне...

Психология курения

Отрывок из книги «Я больше не курю» профессора психологии здоровья Роберта Уэста о том, как желания и потребности в мозге формируются приятные и неприятные нам образы вещей

Совместно с издательством «Синдбад» мы публикуем отрывок из недавно изданной книги «Я больше не курю» профессора психологии здоровья Университетского колледжа Лондона Роберта Уэста. Автор рассказывает о том, как различать желания, связанные с приятными ощущениями, и потребности, вызываемые стремлением избежать неприятных ощущений.

Может сложиться впечатление, что я считаю, будто единственная причина ваших бед — никотин и что мы, люди, мало чем отличаемся от лабораторных крыс. Позвольте объясниться. Без никотина вы, конечно, не курили бы. Но дело не только в никотине. Воспринимайте его как желудь, из которого вырастает дерево зависимости. Нет желудя — нет дерева. Однако чтобы выросло дерево, одного желудя недостаточно.

Почему мы поступаем так, как поступаем

Давайте начнем с самого главного вопроса: почему мы делаем то, что делаем? Например, почему вы читаете эту книгу? И наоборот, что не менее важно: почему мы что-либо не делаем? Например, почему вы не носите балетную пачку? (Хотя если эта книга продается хорошо, то кто-то из ее читателей иногда надевает балетную пачку — просто по закону больших чисел.) В каком-то смысле ответы на оба вопроса очень просты: наши поступки — это то, что получается при столкновении побуждения и торможения.

Побуждение заставляет нас действовать, а торможение — прекращать действие.

Например, вы видите, как кто-то курит, и у вас возникает побуждение взяться за сигарету, но вы в этот момент сидите в зале для некурящих ресторана и потому сдерживаетесь.

Некоторые побуждающие и тормозящие сигналы не регистрируются нашим сознанием: например те, что заставляют нас совершать дыхательные движения или замирать при испуге. Побуждение возникает, когда наш мозг расценивает некое действие как приносящее приятный результат, например при мысли о том, чтобы пойти в кино. Иногда такую деятельность
мозга называют эмоциональной, иногда — непроизвольной.

Не подумайте, что побуждение не подразумевает работы мысли — по сути, всеми нашими поступками руководит побуждение. Частично оно зависит от инстинктов и потребностей, но во многом проистекает из наших сознательных убеждений и представлений о том, что правильно или неправильно, хорошо или плохо, полезно или вредно, уместно или неуместно. От наших убеждений зависит, совершим мы какой-то определенный поступок или нет. Когда мы сдерживаемся, чтобы не съесть пирожное с кремом или не выкурить сигарету, мы делаем это сознательно. Такую деятельность мозга иногда принято называть рациональной.

Все это можно образно описать как борьбу сердца и разума, но, мне кажется, более точно будет говорить о «животной» и «человеческой» частях нашего мозга. Вся наша жизнь зависит от взаимодействия двух сил: с одной стороны, это бессознательные процессы, обслуживающие наши желания и потребности, а с другой — сознательные решения, принимаемые нами на основании предварительной оценки. Иногда эти силы работают однонаправленно, иногда выступают как антагонисты. Дыхание происходит инстинктивно — обычно мы не замечаем, как дышим. Но если вы решите задержать или, наоборот, ускорить дыхание, вы способны это сделать. Если я подую вам в глаза, вы моргнете — так проявляется инстинкт.

Даже если вы очень постараетесь, удержаться не сможете (если только специально не тренировались). Но можно без труда моргнуть намеренно, а во время игры в гляделки можно заставить себя не моргать — по крайней мере какое-то время.

Перед вами на столе аппетитный торт, но вы на диете и, кроме того, только что сытно пообедали, поэтому вы отказываетесь от торта. Вы выпили пару бутылок пива или бокалов вина на вечеринке, и вам предлагают еще. Вам уже достаточно, но вы игнорируете это обстоятельство и выпиваете еще. Обычно утром в субботу вы ходите в спортзал, но
сегодня проснулись без настроения и остаетесь в постели.

Вы бросили курить, потому что не хотите заболеть раком легких и умереть, но вас мучает «никотиновый голод», и вы начинаете думать о сигарете. Вы только что поужинали — это та ситуация, в которой вы обычно курите, так что сейчас потребность в курении сильнее. К тому же у вас выдался тяжелый день, так что ваши дела совсем плохи, но… вы решили не курить и не курите.

Такая игра в перетягивание каната идет в нашем мозгу постоянно, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Пока вы читали, в вас боролись два желания — продолжать чтение и заняться чем-то еще. Если зазвонит телефон, вы, вероятно, отложите книгу, чтобы ответить. Но если чтение вас захватило, вы, пожалуй, проигнорируете звонок.

Смещенная активность: трехиглая колюшка

Моим любимым предметом в школе была биология. У нас был замечательный учитель, Хэнк Робинсон. Один из его уроков я запомнил навсегда. Он рассказывал нам увлекательную историю о трехиглой колюшке.

Представьте себе, как трехиглая колюшка спокойно плывет куда-то по своим делам. Вдруг она видит, что навстречу ей плывет другая трехиглая колюшка, и в растерянности останавливается. С одной стороны, можно напасть на другую рыбу и показать, кто тут главный. С другой стороны, та рыба может оказаться сильнее, и тогда придется удирать. Времени на принятие решения остается меньше и меньше, ведь та рыба все ближе и ближе. И что же делает наша колюшка? Она роет ямку! Рытье ямы — это так называемая смещенная активность. Она возникает, когда «перетягивание каната» между разными побуждениями вызывает мощную волну энергии, которая должна немедленно выплеснуться. И энергия выплескивается в виде действий, совершенно не связанных с изначальными побуждениями. Точно так поступают люди, испытывая противоречивые эмоции. Например, мы чешем затылок, потираем руки, ерзаем на стуле, прочищаем горло, поправляем прическу, поглаживаем подбородок, стискиваем зубы…

Сидя за книгой, вы то и дело меняете позу, чтобы было удобнее. Вы, наверное, кашляли несколько раз, почесывали нос… и так далее. Присмотритесь к людям в автобусе, в кафе. Они почти никогда не сидят спокойно. «Перетягивание каната» происходит с участием или без участия сознания, но постоянно: мы все время оглядываемся, ерзаем, шмыгаем носом, приглаживаем волосы, зеваем…

А теперь давайте подробнее рассмотрим силы, побуждающие нас к действиям. Так будет легче понять, откуда у человека возникает желание курить и что нужно делать, чтобы ему сопротивляться.

Инстинкт

Когда мы делаем что-то не задумываясь, мы чаще всего реагируем на основе эмоций. Мы действуем рефлекторно или имитируем поведение других людей. Это инстинктивные реакции, которым не нужно обучаться. Они «встроены» в наш мозг: происходит что-то очень плохое — мы плачем, кто-то заносит над нами кулак — мы отшатываемся в сторону, нам не хватает кислорода — мы дышим чаще, нам щекочут нос — мы чихаем. Часто мы способны удержаться от инстинктивных действий. В приобретении этой способности — суть взросления. Мы учимся не хватать вещь, которая нам понравилась, не плакать, когда нам больно, не кричать, когда мы рассержены. Но не менее часто мы не можем или не хотим сдерживаться. Мы реагируем инстинктивно, о чем иногда горько сожалеем.

Привычка

Инстинкты «встроены» в наш мозг — в отличие от привычек, которые мы приобретаем в процессе обучения. С самого рождения мы осваиваем привычки, необходимые для выживания. На них основано большинство наших действий. Мы не можем отслеживать каждое свое движение, потому что нам нужно сосредоточиться на делах, которые действительно требуют внимания. Привычка формируется, когда за нашим действием следует вознаграждение, пусть небольшое, или наказание. Ребенок тянется за понравившейся ему вещью. Схватив ее, он испытывает удовлетворение и таким образом приобретает навык непроизвольного контроля над своими движениями. Мы привыкаем к тому, что выключатель света в ванной расположен справа от двери, и тянемся к нему не задумываясь.

Привычки — это кирпичики, из которых строится наше поведение. Обычно мы даже не задумываемся о них. Мы испытываем желание что-то сделать, и наш мозг отдает приказ выполнить ряд привычных действий. Чем чаще мы выполняем какое-то действие и получаем за него вознаграждение, тем сильнее привычка… Что-то в этом есть знакомое, не правда ли? Никотин обеспечивает вознаграждение именно такого рода. Люди называют курение «дурной привычкой», и в этом смысле они совершенно правы. Это привычка, которую вы усваиваете, когда никотин заставляет ваш мозг поверить, что вы, куря, делаете нечто полезное.

Если привычка не поощряется вознаграждением, то она «затухает»: если вы щелкаете выключателем и ничего не происходит, то рано или поздно вы перестанете им щелкать (или вызовете электрика). Соответственно если никотин не обеспечивает вознаграждение, то у вас произойдет затухание привычки курить. На этом принципе основан новый метод отказа от курения, о котором я расскажу позже, в Приложении, — никотиновая вакцина. Она не включена в список компонентов, потому что до сих пор проходит испытания. Тем не менее фармакологические компании вкладывают сотни миллионов фунтов в разработку препарата, который «помешает» никотину добираться до мозга. Когда и если он будет создан, с курением будет покончено навсегда. Но пока особенно рассчитывать на это не приходится…

Желания

Мы не отслеживаем те действия, которые являются частью наших инстинктов и привычек, но, разумеется, в своем поведении часто руководствуемся желанием чего-то достичь или чего-то избежать. При слове «шоколад» в вашей памяти всплывают воспоминания о том, как он выглядит и каков на вкус. Не исключено, что вам уже захотелось испытать приятное ощущение и съесть хотя бы небольшой кусочек шоколада. Возможно, в данный момент у вас нет под рукой шоколада, а поскольку вы поглощены моей лекцией по психологии, вставать и отправляться в магазин вам не хочется… если только вы не голодны и мысль о шоколаде не засела прочно у вас в голове.

Всю жизнь мы имеем дело с образами вещей, приходящими в наше сознание из внешнего мира и вызываемыми из нашей памяти. Если эти вещи теоретически нам доступны, то мы испытываем желание.

Что может порождать желание? Многое, от физиологических потребностей в еде и воде до стремления к признанию, самоуважению, комфорту, любви и так далее. Фактически испытывать желание можно ко всему, обеспечивающему нам радость, ощущение уверенности или чувство удовлетворения. Большинство из нас не тратит время на размышления о том, что же именно доставляет нам удовольствие. Мы плывем по течению, делаем то, что от нас ожидают, и не думаем о том, нравится нам это или нет. Когда я учился в университете, мне потребовался год, чтобы понять: мне совсем не нравятся шумные вечеринки до утра и я предпочитаю сидеть дома, смотреть телевизор, болтать с приятелем, но особенно — спать! Научиться понимать, что вам нравится на самом деле, — это урок, который должен усвоить каждый.

Иногда бывает трудно отделить удовольствие от неприязни и отвращения. В детстве я увлекался конструкторами — собирал модели кораблей, самолетов, автомобилей, танков и тому подобное. Каждую неделю мне давали деньги на карманные расходы, и я до сих пор помню радость предвкушения, которая охватывала меня, когда я отправлялся в магазин за очередной моделью. Я приносил покупку домой, сгорая от желания как можно скорее начать ее собирать. Но сборка редко шла гладко. Детали отказывались соединяться как надо, я терял терпение, разбрасывал их и порой приходил в ярость, в отчаянии ронял голову на кухонный стол, усыпанный непослушными кусочками пластмассы, и ругался. Мама удивлялась: «Зачем ты покупаешь эти модели, если потом так расстраиваешься?» Но что-то заставляло меня продолжать. Наверное, мне все-таки удавалось справиться с унынием и собрать нечто приемлемое. И вот тогда меня заполняло чувство радости от достигнутого успеха.

К чему я веду? Желания не всегда просты и понятны. Иногда нам кажется, что мы хотим чего-то, но это что-то не приносит нам настоящего удовольствия. Иногда мы желаем того, что причиняет нам боль. Вам это, должно быть, знакомо.

Потребности

Желания связаны со стремлением получить удовольствие и ощущение комфорта. В свою очередь потребности связаны со стремлением избавиться от боли, психологического или физического дискомфорта.

Привязанность к сигаретам и чувство утраты

Мы привязываемся к вещам и к людям, которые много для нас значат: к родителям, друзьям, родственникам. Они обеспечивают нам психологическое вознаграждение, дают то, в чем мы нуждаемся. С ними нам хорошо и приятно. Они часть нашей жизни. Мы не можем представить себе жизнь без своих близких.

Для многих курильщиков сигареты — такие же «близкие». Вы привязываетесь к ним. Они часть вашей жизни. Я часто слышал от тех, кто бросил курить, что они испытывают чувство утраты, как будто потеряли друга. Для тех, кто никогда не курил, это признание звучит откровенной глупостью. Как можно испытывать привязанность к мелко порубленному табаку, завернутому в клочок бумаги, который ты суешь в рот и поджигаешь?

Дело в том, что для «животной» части мозга разницы между никотином в сигарете и улыбкой любимого человека не существует — для нее это примерно одно и то же. Вполне естественно, что «животная» часть мозга привязывается к постоянному источнику вознаграждения. Когда вы не курите, «животной» части мозга плохо — она скучает по никотину. Ей кажется, что ее покинул кто-то очень близкий. А когда вы говорите ей, что этот друг навсегда отправился в рай для табачных изделий, она, само собой, испытывает чувство утраты.

Допустим, во время чтения этой книги вы почувствовали, что вам надо в туалет. В какой-то момент потребность станет настолько сильной, что вы отложите книгу и поспешите в уборную. Или, допустим, у вас зачесалась рука или нога — вы почешете это место. Заболела голова — примете аспирин. Вспомнили, что, кажется, забыли выключить на кухне газ, — идете и проверяете. Или, например, вы лежите в постели на спине, и вам становится неудобно — тогда вы меняете позу. Надеюсь, вы уловили главное: необходимо различать желания, связанные с приятными ощущениями, и потребности, вызываемые стремлением избежать неприятных ощущений или от них избавиться.

Конечно, они тесно переплетены между собой. Ребенок видит лоток с мороженым, и ему хочется мороженого, причем до того сильно, что мысль о том, что мороженого он не получит, для него невыносима, и он заливается слезами. Не зная, в чем дело, трудно сказать, почему ребенок рыдает: потому, что ему не купили мороженое, или потому, что с его родителями случилось несчастье. Для «животной» части мозга существенных различий между описанными событиями нет. Только взрослея, мы начинаем усваивать, что одни желания и потребности важнее других. Мы начинаем отличать пустяки от серьезных вещей.

Правда ли, что все хорошее хорошо, а плохое плохо?

Все, о чем я до сих пор говорил, касалось «животной» части нашего мозга. Посредством привычек и инстинктов мы реагируем на события. Благодаря желаниям и потребностям в мозгу формируются образы вещей, которые нам приятны и неприятны, и мы стремимся к этим вещам либо избегаем их. Никотин воздействует как раз на эту часть мозга. Под
его влиянием у вас возникает привычка курить машинально, из-за него вы испытываете желание курить и потребность в курении. Что это — биология или психология? Конечно, и то и другое.

Теперь переходим к чистой психологии. Несколько миллионов лет назад наш предок научился говорить. Вероятно, примерно в то же время он научился думать о самом себе как о самостоятельном «я» — воспринимать себя как личность.

Если у вас есть дети, вы знаете (или помните), как трудно понять, чего хочет или в чем нуждается малыш, пока он не научится говорить. Почему он плачет? Проголодался? Или ему пора сменить подгузник? Насколько проще становится жизнь, когда ребенок обретает способность внятно объяснить, что ему требуется! Разумеется, одновременно возникает масса осложнений, но все же умение рассказать о своих желаниях и потребностях — обязательное условие для того, чтобы достичь согласия и действовать сообща. В свою очередь, чтобы действовать сообща, нам нужны речь и представление о собственном «я». (Я понимаю, что пчелы прекрасно действуют сообща, хотя язык и, если можно так выразиться, представление о собственном «я» у них довольно-таки ограниченные, но мы ведь рассуждаем о решении более разнообразных и сложных задач, нежели те, какие стоят перед пчелами.) Вместе с речью и представлением о своем «я» у человека формируется принципиально иное мировосприятие, недоступное братьям нашим меньшим: мы называем его убеждениями.

Убеждение — это наше представление о явлениях окружающего мира, которое можно выразить словами. Очень часто убеждение основано на понятиях «хорошо» и «плохо». С ранних лет родители и учителя объясняют нам, что «такое хорошо и что такое плохо», что «правильно» и «неправильно», «полезно» и «вредно». Нас учат стремиться к правильному и избегать неправильного. Знание того, что хорошо и что плохо, дает нам огромное преимущество перед животными. Нам не нужно на личном опыте проверять, что полезно, а что вредно, — мы получаем эту информацию в готовом виде. Совсем не обязательно заболеть раком легкого, чтобы понять: это болезнь, которой лучше не болеть. О том, как страшен рак, мы знаем по рассказам других людей.

Такой способ познания мира чрезвычайно удобен, но в нем таится подвох. Вы можете поверить, что та или иная вещь хороша, но это еще не значит, что вы начнете к ней стремиться или решите, что она вам нужна. Точно так же недостаточно поверить в то, что та или иная вещь плоха, чтобы стараться ее избежать. Необходимо каким-то образом донести это разумное мнение до «животной» части мозга, иначе говоря, необходимо прочувствовать, что хорошо, а что плохо. Это отлично понимают создатели рекламы. Рекламы, просто информирующей потенциального потребителя о свойствах товара, не так уж много. Чаще всего она строится на использовании образов, отвечающих запросам потребителя. То же самое касается устрашающей социальной рекламы, которая призывает курильщиков отказаться от табака, и жутких картинок с изображением пораженных органов на сигаретных пачках.

Итак, подведем итог. Чтобы бросить курить, одного знания того, что курение вызывает рак легких, в среднем на десять лет сокращает жизнь и ежегодно убивает пять миллионов человек, недостаточно. Другое дело, если человек начинает кашлять кровью или становится жертвой сердечного приступа. Тогда его отношение к сигарете резко меняется. Следовательно, чтобы контролировать свое поведение с помощью убеждений, необходимо принять их не только разумом, но и сердцем, то есть глубоко прочувствовать.

Планирование

Мы, люди, способны решать, что, по нашему мнению, хорошо и что плохо. Мы готовы действовать исходя из своих убеждений ровно до тех пор, пока получаем подтверждение в виде ощущений, что все делаем правильно. Эта наша способность базируется на таких уникальных свойствах человека, как владение речью и представление о своем «я». Они
же позволяют нам строить планы на будущее. Мы действуем не просто под влиянием момента, здесь и сейчас. Мы принимаем решение относительно наших грядущих действий. У нас появляются «намерения».

Намерения чрезвычайно важны для нормальной жизни человека. Если у вас есть ежедневник, в котором вы намечаете будущие встречи, то таким образом фиксируете свои намерения. Вы собираетесь на работу — это ваше намерение. Решаете пойти на обед — это тоже намерение. Вы даете себе слово, что бросите курить, — и это намерение.

Планы — становой хребет всей нашей жизни. Они определяют цель, траекторию и направление нашего движения. Планирование помогает нам вписаться в современный мир с его точными датами и строгими сроками. Но (и это очень большое «но») сам по себе план — еще не гарантия того, что мы примемся за дело.

Во-первых, о планах нужно постоянно помнить. Лично я постоянно забываю, что собирался сделать, — и чем я становлюсь старше, тем забываю чаще. К тому времени, когда мне присвоили профессорское звание, я уже был вылитый рассеянный профессор из анекдотов. К счастью, теперь, когда я действительно профессор, я всегда могу оправдаться — ничего не поделаешь, мне по должности положено быть рассеянным. Но и вам, вероятно, случалось войти в комнату и вдруг понять, что вы не помните, зачем сюда пришли. Хотите верьте, хотите нет, но мне не раз доводилось слышать истории о людях, которые забыли, что бросили курить, и подносили ко рту сигарету.

Во-вторых, даже если вы помните о том, что запланировали, надо еще, чтобы вам хотелось выполнить задуманное. Допустим, вы собирались на вечеринку, но, когда наступил назначенный день, вам расхотелось. Вы передумали. Передумать можно по целому ряду причин. Возможно, изменились обстоятельства, и вам больше незачем идти на вечеринку, хотя план посетить ее принадлежал только вам и больше никому. Или у вас появилась идея получше. Или случилось нечто такое, что вынуждает вас отказаться от первоначального замысла.

Итак, чтобы реализовать тот или иной план, необходимо о нем помнить, стремиться его выполнить и хотеть (или считать нужным) потратить время и силы на осуществление именного этого плана, а не чего-то еще.

Предположим, вы решили бросить курить. Это ваш план. Проходит два часа, вы начинаете ощущать «никотиновый голод», у вас растет потребность закурить, потому что вы находитесь в ситуации, когда обычно курите, а в довершение всего у вас портится настроение. Это происходит потому, что никотин перенастроил «животную» часть вашего мозга. Что же в подобных условиях удержит вас от сигареты? Только ваш план.

И вот вы придерживаетесь плана. Но почему? Что заставляет нас, несмотря на препятствия, придерживаться планов? Назову два фактора. Во-первых, это причина (или несколько причин), заставившая вас разработать именно этот план. Если вы по-прежнему полагаете, что хотите или должны добиться поставленной цели, то ничто не в силах сбить вас с пути. Во-вторых, сам план становится для вас обязательством и одновременно источником желаний и потребностей — ведь вы относитесь к тем людям, которые придерживаются планов.

Даже если вы не помните точно, почему решили совершить тот или иной поступок, но у вас есть четкий план, то в назначенное время, когда придет пора действовать, у вас будет мотивация к нему приступить. Трудно переоценить значение четкого плана: мы не можем по многу раз обдумывать и взвешивать каждый свой поступок — жизнь слишком коротка и будет еще короче, если мы станем мешкать.

Вот в этом и проявляется различие между человеческими характерами. Если вы принадлежите к категории людей, которые всегда следуют намеченному плану, то вас, должно быть, раздражают те, кто этого не делает. Между тем если и есть ситуация, в которой можно проявить себя как личность, способная придерживаться намеченного плана, то это отказ от курения. Бывают обстоятельства, когда от роковой затяжки вас отделяет только ваша решимость и больше ничего.

Определенное значение имеет и возраст человека. Исследования показывают, что пожилые люди строят меньше планов, но с большим упорством добиваются их осуществления. Думаю, это одна из причин, по которой молодые люди чаще пытаются бросить курить, но реже достигаюуспеха.

Личность и самоконтроль

Подведем итог. Выше я уже говорил, что многие действия мы совершаем машинально, следуя встроенным в наш мозг инстинктам, или по привычке, приобретенной в тот или иной момент жизни. Зато сознательные поступки порождаются нашими желаниями и потребностями. Мы узнали, что между желаниями и потребностями идет постоянная борьба, и от исхода этой борьбы зависит, какой именно поступок мы совершим. Кроме того, нам стало известно, что все вышеописанное происходит в «животной» части нашего мозга, являющейся жертвой никотина. Владея даром речи, человек способен воспринимать себя как самостоятельное «я». Это означает, что у нас формируются определенные убеждения и мы можем выражать свои желания и потребности. Убеждения позволяют нам планировать свое будущее. Но для того чтобы у нас возникла мотивация к действию, эти планы должны быть подкреплены желаниями и потребностями со стороны «животной» части нашего мозга.

Роберт Уэст

Professor of Health Psychology, Director of Tobacco Studies in Health Behaviour Research Centre, Department of Epidemiology & Public Health at University College London

©

Картина дня

наверх