Есть такое выражение: великое будущее у меня еще позади. Наверное, оно отчасти объясняет, почему многие люди относятся к жизни после 60, как к периоду доживания, прозябания. Как к годам, которые надо просто переждать и кое-как дотянуть до конца, по возможности не мешая другим.
Надо! Надо показывать людей, которые остаются активными и жизнерадостными и в 70, и в 80.
Ведь нередко именно в этом возрасте жизнь складывается так, что позволяет человеку реализовать его мечту и жить как хочется. Это происходит по разным причинам. Появляется финансовая стабильность. Вырастают дети. Рождается желание жить для себя здесь и сейчас. Происходят важные психологические изменения. Человек приобретает способность не оглядываться на других… Здесь важно понять, что этот период — не ухудшенная версия того, что мы имеем в возрасте с 20 до 40 или 50, а отдельный, специальный особый период, принципиально отличный от других.
Новая система жизни складывается из разных предпосылок. Но результат один: некоторые люди в 60, 70 или 80 живут намного более счастливо, гармонично и честно по отношению к себе, чем в 30, 40 или 50. Они начинают новый бизнес, увлекаются спортом, меняют профессию и вообще ставят себе новые цели, о которых раньше и не задумывались.
Жизнь после 60 — не закат, а следующая ступень, уникальный этап жизни, который является чем угодно, но только не временем угасания, как принято считать — скорее, наоборот. Мне даже начинает казаться, что весь период жизни, который стереотипно считается активным и полноценным, — это всего лишь подготовка к тому, что с человеком происходит после 60.
Примеров таких удивительных людей мне бы хотелось привести бесчисленное множество. И не таблетки и добавки их жизненное кредо. Интерес к жизни! И безграничные возможности организма. Остановлюсь пока на первом.
Полет - бабушки
Тюкова Светлана Георгиевна (69 лет), Мельникова Нина Карповна (72 года), Куликова Антонина Михайловна (72 года), Адамчик Любовь Павловна (66 лет)
Они стали своеобразной достопримечательностью новосибирского Академгородка: недавно их приезжало снимать японское телевидение. Даже для Японии история такой группы айкидо — уникальное явление: бесспорно, там многие занимаются айкидо и тай-чи в зрелом возрасте, но мало кто начинает впервые изучать боевые искусства после пятидесяти.
В группу входят 15 женщин. Самой молодой 55 лет, самой старшей — 75. Все они начали заниматься «с нуля» в 2004 году, когда группа только возникла. И за шесть с половиной лет существования группы ее состав практически не изменился. На занятия все 15 учениц ходят почти без пропусков — они практически перестали болеть.
«Опыт нашей группы показывает, что возможности немолодых людей в массовом сознании сильно недооценены, — говорит тренер Виталий Подобаев. — Гораздо больше моим ученицам поначалу мешали стереотипы. Почему-то считается, что женщины в таком возрасте должны сидеть перед телевизором и смотреть мыльные оперы. И на тех, кто в 60-70 лет начинает учиться боевым искусствам, смотрят более чем странно».
В этом смысле важно, что у Подобаева не одна и не две ученицы такого возраста, а целая группа — они обеспечивают друг другу психологическую поддержку. Наверное, по одиночке им было бы сложнее решиться пойти на айкидо, в то время когда все их ровесники занимаются огородом, хозяйством и смотрят сериалы.
Кстати, ни одна из 15 учениц не была суперспортсменкой до тренировок у Подобаева. Примерно половина группы занималась спортом в школе или институте, но это было почти за полвека до того, как они начали учиться айкидо. А 66-летняя Любовь Адамчик и 72-летняя Нина Мельникова вообще только на пенсии стали думать о здоровье и давать себе физические нагрузки. При этом, по словам подруг, сейчас они — одни из лучших в группе. Адамчик уволилась из Института гидродинамики, где проработала всю жизнь, 12 лет назад, и сейчас она не только регулярно ходит на айкидо, но еще и каждое утро с мая по ноябрь встает в половине шестого и идет около пяти километров на Обское водохранилище — плавать. Спит по 4-5 часов в день.
«Айкидо мне нужно не только для здоровья. Это еще и работа ума, — говорит Антонина Куликова (71 год), — после занятий приходится брать тетрадку, вспоминать все, что говорил сэнсэй, учить и применять это все на практике». А чтобы тренировать мозг в свободное от занятий айкидо время, Куликова учит английский язык.
За шесть с половиной лет занятий ученицы Подобаева достигли очень приличного уровня; причем это можно сказать без всякой скидки на возраст. Несколько кадров мы снимали во время тренировки, и это было потрясение для меня и всей съемочной группы. Эти женщины делают сложные прыжки и практически летают над ковром, отрабатывая сложные элементы айкидо. Не всякий молодой мужчина без практики айкидо смог бы повторить эти трюки.



Свежие комментарии